Молодежный Университет Современного Социализма – трудный путь к знаниям о мире будущего

E-mail Печать PDF

Б. Соколов

С. Цукасов 

Молодежный Университет Современного Социализма – трудный путь к знаниям о мире будущего

 

Впервые опубликовано в журнале «Коммунист» №5 (1492) сентябрь-октябрь 2012 г., с. 39 – 45.

История создания и проблемы работы МУСС - Молодежного Университета Современного Социализма, одного из немногих некоммерческих просветительских проектов социалистического направления в России, приобретает особую актуальность по ряду причин. Первая, глобальная, – не только Россия, но и весь мир находится на рубеже выбора дальнейшего пути развития. Буржуазная модель с ее потребительским индивидуализмом, экономическим паразитизмом, социальным антигуманизмом, глобальным милитаризмом демонстрирует явный кризис. Все больше людей начинают  осознавать, что социализм - это не прошлое, а будущее общество, более демократичное, более гуманное, более равноправное, более свободное. Вторая причина – локальная: в России и, в частности в Москве, сохраняется пока дефицит мест, где молодые люди могли бы получить знания о различных воззрениях на социализм, путях его построения и развития. Наконец, третья причина - создание неформальных самоуправленческих структур сопряжено с многочисленными организационными трудностями, в т.ч. личностного характера, и здесь опыт МУСС может уберечь от ошибок тех, кто идет по его стопам.

Дабы анализировать ситуацию, избегая споров по персональным поступкам и решениям, но сохраняя определенную живость изложения, мы сочли целесообразным изменить имена участников событий.

Итак, середина 90-х годов XX века. После быстрого разрушения во многих государствах общественного строя, именовавшего себя социалистическим, после развала Советского Союза, буржуазно - либеральными масс-медиа была развернута настоящая информационная война с целью окончательной дискредитации социалистической идеи. В этих условиях группа московских ученых и «левой» молодёжи во главе с Профессором, решила создать «площадку» для знакомства молодежной аудитории с научными концепциями и практикой демократического социализма, а также преподавания общественных дисциплин с социалистической точки зрения. Первоначально планировалось вести всю работу на общественных началах, затем предполагалась официальная регистрация с приданием проекту статуса учебного заведения.

Первый семестр из четырех лекций по истории, политологии, экономике и психологии состоялся весной 1996 года. Аудиторию  для занятий предоставила одна из московских библиотек. Несколько слушателей сразу после окончания занятий изъявили желание участвовать в  дальнейшей работе. На совместных встречах договорились создать неформальный рабочий совет Молодежного Университета Современного Социализма (МУСС) – такое название прижилось, несмотря на некоторые сомнения. Вообще, энтузиасты не загоняли себя в строгие рамки голосований и твёрдых решений. Процесс шёл, казалось, сам собой, подпитываемый совместным творчеством.

Следующий, осенний семестр, проводившийся уже по продуманной и согласованной программе,  собрал значительно больше слушателей. Иногда на лекции приходило до 40 человек. Однако затем возникло и стало все острее проявляться противоречие между возрастающей сложностью организационной работы в рамках проекта «МУСС» и избранной моделью управления. Остановимся на этом чуть подробнее. Пока занятия МУСС проводились достаточно редко и собирали скромную аудиторию слушателей, не было нужды в какой-либо формализации того, что называется «орг. работа» (рекламная компания, поддержание порядка на занятиях, поиски аудиторий, их уборка после занятий и т.п.). Не было необходимости и в обсуждении перспектив – группа, сплотившаяся вокруг Профессора, казалось, прекрасно понимает друг друга. Однако, в дальнейшем, занятия стали проводится 2 – 3 раза в неделю, народу стало ходить существенно больше, состав Совета расширился, да и Профессор со своими коллегами- учеными в силу занятости все меньше участвовали в повседневной жизни МУСС. В такой ситуации схема, при которой собрания Совета проводились от случая к случаю, отсутствовали программа развития и хотя бы подобие правил взаимодействия участников, уже неизбежно вели к осложнениям.

Тем не менее, на начальном заряде энтузиазма дело развивалось. Не без споров устанавливались связи с различными общественными движениями, проводился обмен слушателями, совместные занятия. Совет «обрастал» все новыми помощниками и активными участниками. В «левой» среде невозможно без диспутов, критики идей и периодического размежевания, тем не менее, всех объединили три тщательно отобранных среди множества других принципа: интернационализм, самоуправление, материализм.

Однако, поскольку организация работы оставалась «рыхлой», на первый план с неизбежностью стали выходить индивидуальные особенности и свойства характеров конкретных членов Совета, молодых людей возрастом от 20 до 30 лет. Они и определили дальнейшую историю МУСС. Вот их краткие «портреты»: Никифоров – научный работник с колоритной внешностью, давно вынашивавший идеи распространения «левой» мысли, Коршунов – экономист, сторонник государственной модели социализма, Ниса – не лишенная привлекательности романтичная натура, Огорельцев – студент МГУ, юноша одаренный, однако с весьма ортодоксальными воззрениями и непростым характером.

Коршунов, а вместе с ним Огорельцев регулярно предлагали более четко оформить организационные принципы и правила работы МУСС. Исходя из того, что в Совете постепенно выделились более и менее активные участники, они предлагали также ввести подобие динамического коэффициента трудового участия, от которого зависело бы число голосов каждого члена совета. У Никифорова и поддерживающей его Нисы такие идеи вызывали негативную реакцию. Они обвиняли своих товарищей в бюрократизме и едва ли не «сталинизме». Огорельцев, бывая не сдержан, отвечал весьма резко. Обстановка накалялась, многих членов Совета коробило его поведение. В какой-то момент наступила кульминация. После очередного выпада Огорельцева в адрес Нисы, по её инициативе у Профессора собрались члены Совета. Многие выступали за исключение Огорельцева, если он не «раскается». При этом Огорельцев, а также Коршунов приглашены не были… На следующий день Совет собрался уже в полном составе. Состоялось голосование, исход которого был предрешён - демократические принципы формально были соблюдены…

Коршунов в знак протеста против такого своеобразного подхода, напоминающего ему закрытое заседание «партбюро» по «персональному делу» Огорельцева и подготовленное на нем решение для открытого «партсобрания», вышел из Совета.

Что же МУСС? Казалось бы – «бюрократы» и «формалисты» изгнаны, время сделать решительный рывок в развитии! Но произошло нечто другое. Оппонентов в Совете у Никифорова сильно поубавилось. Альтернативные мнения по организационным и учебным вопросам стали высказываться все реже, и постепенно Никифоров взял на себя основную часть работы. Ниса и другие члены Совета пытались помочь, но такой «расклад сил» прижился, вытеснив собой коллективный труд и коллективное принятие решений. Ниса упрекала Никифорова в неумении «правильно» организовать учебный процесс, но, будучи не в силах кардинально сменить курс, покинула МУСС…

«Кадры решают все» - потеря трех умных и энергичных организаторов значительно ослабила Совет. МУСС стал постепенно терять слушателей, рекламная компания проводилась вяло, а когда Никифоров уезжал в командировки (отсутствовал он месяцами), занятия не проводились вовсе… МУСС работает и сейчас. На занятия приходят от 10 до 20 слушателей не очень молодежного возраста. Неутомимый Никифоров продолжает нужное дело так, как он его понимает. Но к такому ли результату он стремился?

Безусловно, в период своего становления (1997 – 2000 годы) «Молодежный Университет Современного Социализма» был довольно ярким «лучом света в темном царстве». За тот период было проведено порядка 300 лекций и семинарских занятий. На занятие приходило в среднем чуть более 20 человек, многие слушатели посещали МУСС регулярно. Какова же первопричина постепенной трансформации МУСС в мини клуб-лекторий под руководством Никифорова?

Нам видится, что Профессор, организовав и направив начало деятельности МУСС, а затем отойдя от регулярного участия, чтобы не подменять собою более молодых и энергичных, исходил из тезиса о полной готовности членов неформального Совета действовать на высоких принципах сознательного сотрудничества. Иными словами, предполагалось их поведение на уровне героев фантастического романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Хотя, если вспомнить фабулу романа, и у Ефремова  предусмотрен «Остров Забвения», то есть не все герои светлого грядущего ведут себя идеально. В текущей же российской реальности большинство людей, даже социалистических убеждений, еще в значительной мере не может должным образом психологически осознавать и контролировать себя, свои поступки, начиная с самодисциплины и кончая скрытыми бессознательными мотивациями. В таких условиях целенаправленное недопущение организующих «подпорок» неизбежно приводит к скатыванию в авторитарность и (или) полному развалу работы!

МУСС стал наглядным тому примером: демократическое самоуправление декларировалось, но самоуправленческие принципы и правила не были проработаны (сформулированы, зафиксированы). В результате на первое место стали выдвигаться индивидуальные, личностные особенности, устремления, амбиции, психологические свойства …

Есть ли сейчас перспективы у Молодежного Университета Современного Социализма?

Нам представляется, что есть! Но для их достижения участники проекта должны осознать необходимость выполнения ряда «нудных» формальностей:

·         разработать программу проекта МУСС (цели, которые планируется достичь в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; идейно - теоретическая платформа);

·         подготовить устав МУСС (правила организации взаимодействия участников проекта);

·         составить бюджет МУСС (план денежных поступлений и расходов,  для начала - на семестр).

·         исходя из имеющихся трудовых и финансовых ресурсов, а также условий для проведения занятий, подготовить, помимо учебной программы: рабочий план проекта МУСС на семестр с четким персональным описанием и распределением функций и сроков выполнения работ. Дублирование и ротация функций представляются закрепляющими творческий подход, а потому жизненно важными!

Отношение к делу изначально необходимо определять как к работе (т.е. обязательность выполнения договоренностей ставить во главу угла) во имя будущего (поэтому без зарплаты).

Под четко определенные принципы и сформулированные правила работы соберутся готовые дисциплинированно и добросовестно работать энтузиасты. Сплав опыта и молодости выведут работу на новый уровень. При этом могут быть задействованы разнообразные компьютерные и сетевые технологии, которые за прошедшее десятилетие стали широко доступны.

Предлагаем неравнодушным читателям включиться в обсуждение статьи, чтобы работа пошла быстрее и продуктивнее.

Приложение 1 Противоречия, проявившиеся в работе МУСС

1) Увеличение численности слушателей и сложности параллельно решаемых организационных задач, требующих комплексного подхода участников, входит в противоречие с моделью самоуправления без персональной ответственности и правил взаимодействия;

2) Молодёжная направленность без сознательной её культивации противоречит стихийному наплыву разновозрастной публики, желающей послушать, поболтать и просто приятно провести время;

3) Частота занятий больше 1 раза в неделю на этапе развёртывания проекта противоречит возможности коллективного трудового вклада и ведёт к ухудшению качества занятий и отдачи от них.

Приложение 2 Уроки работы МУСС

Организационные уроки

  • При серьезном отношении к проекту одних устных договоренностей и упований на сознательность его участников не достаточно. Требуется четко формулировать правила совместной работы и последовательно их выполнять.

  • Необходимо разработать и неукоснительно соблюдать правила ведения учебных занятий (продолжительность, перерывы, дисциплина и т.п.)

Психологические уроки

  • Поскольку люди, участвующие в работе, обладают различными личностными свойствами, характерами, воспитанием, строго не допускать высказываний, задевающих личности участников. Данное требование необходимо включать в правила совместной работы и его соблюдение считать необходимым условием нахождения каждого участника в проекте.

  • Если в ходе работы выделяется авторитетный лидер, ему необходимо проявлять особую щепетильность при разрешении возникающих в работе конфликтов, исходя не из личных симпатий и антипатий, а из отношения людей к делу и соблюдения ими правил.

Идеологические уроки

  • Для плодотворной работы следует проводить периодические обсуждения теоретических вопросов между участниками проекта, чтобы они могли обменяться мнениями и углубить свои знания о социализме.

  • При подготовке программы стоит обращать внимание, чтобы темы занятий  соответствовали заявленной направленности учебного заведения (современный социализм).