JA slide show

Стадиальное, этно-цивилизационное, субъективное: к построению системы координат истории

E-mail Печать PDF

 

А. Шубин

Стадиальное, этно-цивилизационное, субъективное: к построению системы координат истории

 

Крушение монополии марксизма на формирование методологии социальных наук в нашей стране привело к тому, что какой-то общепризнанной системы координат в отечественной исторической науке не существует. Часть авторов придерживается цивилизационной парадигмы, часть – стадиального подхода (марксистского, постмарксистских теорий, включая теорию модернизации), часть – вовсе отрицает наличие закономерностей в исторической науке или не интересуется ими.

Закономерностями исторической науки можно не интересоваться, но пока история остается наукой, а не областью литературы, понимание этих закономрностей необходимо. При всех возможных разногласиях относительно этого понимания, возможно начать с выстраивания некоторой системы координат, которая была бы приемлема и понятна для приверженцев как стадиального, так и цивилизационного подходов.

 

Подробнее...
 

Советский натиск на запад в 1919 г.: соотношение военно-политических, социальных и национальных факторов.

E-mail Печать PDF

Александр Шубин.

Советский натиск на запад в 1919 г.: соотношение военно-политических, социальных и национальных факторов.

Расширение советской сферы контроля на запад в первой половине 1919 г. выглядит как военный поход. Но его судьба зависела от многих факторов: социальных, национальных и внешнеполитических. Возможны разные варианты соотношения национального и социального факторов:

  1. Открытое доминирование национальных задач (в большей степени это характеризует ситуацию, например, в Польше), решение которых обеспечивает и сохранение позиций имущественной элиты;

  2. Открытое доминирование социальных задач (это характерно для центрального большевистского руководства, готового идти на уступки национальному строительству именно из равнодушия к тому, как будет устроено будущее национальное деление единого в социальном отношении организма «Коммуны»);

  3. Использование социального проекта для решения национальных задач (с этого начиналась, например, советская власть в Венгрии).

  4. Использование национального проекта для решения задач социального («буферные республики»), что может при благоприятных условиях привести к ускорению нациестроительства в рамках советского пространства.

Соотношение этих факторов в каждом конкретном случае тоже зависит от трех основных обстоятельств:

  1. Стадия развития, на которой народ застал 1917 год.

  2. Внешние факторы – воздействие на страну противоборства других государств, более сильных в военном отношении.

  3. Собственно этнокультурные особенности народов.

Рассмотрим в этой системе координат расширение советской системы в 1919 г. в секторе от юга Белоруссии до севера Латвии.

 

Подробнее...
 

Сингулярность. Образы "постчеловечества"

E-mail Печать PDF

В конце марта 2016 года вышел новый сборник, затрагивающий проблемы будущего человечества, подготовленный Ассоциацией футурологов.
Несмотря на то, что это сборник статей, издательство выпустило его под именем одного из авторов. Название сборника, также, не совсем корректно: постчеловечество - это более поздняя фаза, чем то, о чем речь в большинстве очерков. Также подчеркивается роль технологической сингулярности (идеи рывка в технологиях, который изменит все), что встраивает нас в рамки технологического детерминизма.
Однако в сборнике представлен широкий спектр футорологических мнений, основанных не только на технологичесокм детерминизме. В частности, социальное будущее человечества рассматривается в статье А. Шубина об информалиате.

 

Подробнее...
 

Интернет старого обряда

E-mail Печать PDF

А. Шубин и Исследовательское сообщество "Социум"

Интернет старого обряда

 

Слово «старообрядец» не ассоциируется с человеком, активно пользующимся Интернетом, имеющего страничку в социальной сети или даже целый сайт. Однако, несмотря на свой архаичный имидж, за века существования старообрядчество проявило высокие адаптивные способности к веяниям новых веков, что способствовало его длительному развитию. Век Интернета наступил для старообрядчества очень вовремя. В 1988 году священник РПЦ Павел Коломейцев писал о том, что у старообрядческих общин нет единого будущего, так как у них нет общих коммуникаций[1]. Однако вскоре именно Интернет позволил наладить эти коммуникации.

Исследователь А.С. Стахурский пишет о важности Интернета как основного коммуникативного средства для связи старообрядцев всей планеты[2]. Связь между общинами даже в пределах одной страны также необходима для консолидации старообрядческих этнических групп и решения общих вопросов, касающихся Православной Старообрядческой Церкви как социального института. Новые технологии помогают в просветительской деятельности, особенно молодежи, которая сидит в Сети долгими часами, а также для произнесения проповедей для жителей труднодоступных районов.

Подробнее...
   

Основные стадии развития человеческой цивилизации

E-mail Печать PDF

 

lrres


Схема, составленная А.В. Шубиным, иллюстрирует смену основных стадий развития человеческой цивилизации. Это развитие проходит три основные фазы, которые имеют между собой наиболее глубокие различия - традиционное аграрное общество, индустриальное городское общество и гипотетическое постиндустриальное (моделирующее, креативное) общество. Развитие каждой из этих фаз имеет общую логику, разделяясь на три эпохи: становление фазы, пик фазы, когда она развивается наиболее форсировано и концентрировано, и зрелость, когда ее развитие стабилизируется. Каждая эпоха и ее элементы обозначены отдельным цветом. Ранние, незрелые формы каждого общества обозначаются светлыми оттенками, более зрелые – темными. На схеме отражено зарождение идей, зачатков будущих эпох в предыдущей, а также - атавизмы (рудименты) предыдущих эпох в новых.

 

Подробнее...
 

Исламская Реформация

E-mail Печать PDF

 

Исламская Реформация

События на Ближнем Востоке повторяют Европу четырёхвековой давности?

Что происходит сейчас в исламском мире? Откуда взялась вспышка радикального насилия? Я предлагаю рассмотреть необычную гипотезу. Сразу предупреждаю, что рассуждаю как историк, политолог, а не как моралист... Итак. На мой взгляд, сейчас начинается исламская протестантская Реформация – как несколько веков назад аналогичная в христианстве. Мировая история идёт циклами и совпадает даже в мелочах.

 

Подробнее...
 
Еще статьи...